?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

«Мальчики – направо..."

 

 

В Петербурге, на рубеже  XIX и XX веков обучение на арфе, проходило не только в консерватории у профессора Альберта Цабеля, но и в инструментальных классах Придворной певческой капеллы,

где c 1886 года преподавал Франтишек Шоллар (1859―1937).

 


Ученический оркестр при капелле  http://kapellanin.ru/names/zolotarev/rim-kor.php

 

По началу, инструментальные классы были организованы для мальчиков – певчих, у которых ломался голос. Но с тех пор, как в 1883 году руководство капеллой принял Милий Алексеевич Балакирев, Придворная певческая капелла  могла по праву  соперничать с консерваторий. В помощь себе, Балакирев пригласил Николая Андреевича Римского-Корсакова, который взял на себя руководство оркестром. Соответственно, расширился набор инструментов, на которых обучали мальчиков.

 

Особое внимание уделялось изучению теории музыки и гармонии, достаточно сказать, что этот предмет преподавал А.К. Лядов.

 

Среди выпускников этого учебного заведения  – будущие профессора Петербургской консерватории – флейтист Ф.Степанов и фаготист А. Васильев; артист придворного симфонического оркестра кларнетист В. Афанасьев и многие другие.


Но сотрудничество Балакирева с певческой капеллой закончилось в середине 90-х годов, а Франц Шоллар оставался верен капелле до самого закрытия Инструментальных классов в 1918 году.

 

 

1901 г. Руководство Придворной певческой капеллы и учащиеся Регентских классов.

                                                                                      Автор изображения: Карл Булла.kapellanin.ru

 

На этой фотографии, среди руководства капеллы, вероятно, есть и Франц Францевич, как его называли в России.


«Подождите-ка» - слышу я возмущённые возгласы валторнистов – «Франц Шоллар – наш!

У Шоллара  учились ставшие известными впоследствии музыканты: А. Артемьев, Ф. Ефимов, М. Корсун. К тому же, он автор первой «школы для валторны», солист оркестра Мариинского театра и т.д. и т.п»!  

 

Да, это так, а ещё Франц Шоллар был капельмейстером оркестра лейб-гвардии Семёновского полка и писал музыку для духового оркестра.


 

-.jpg picture by harpist_ka

Оркестр лейб-гвардии Семеновского полка. ЦГАКФФД.

 

Но тот же самый Франц Шоллар выступал в концертах как арфист и написал для арфы несколько опусов, этюдов и концерт с оркестром.

 

Чех по происхождению, в 1879 году Шоллар закончил Пражскую консерваторию по классам валторны и арфы. С 1883 года работал в России, играл в придворном оркестре, в Мариинке, преподавал в Придворной певческой капелле вплоть до закрытия инструментальных классов в 1918 году.

 

В 1922 году Шоллар вернулся на родину, в город Пльзень, где прожил ещё 15 лет, избежав репрессий, ссылки, а возможно и худшего, что могло случиться с ним в России после 1917 года. 


Класс арфы просуществовал в Придворной певческой капелле не долго с 1886 до 1892 года,  но выпускники этого класса, ученики Франца Шоллара – И. Поломаренко, Н. Парфёнов, Н. Амосов, Д. Григорьев -  продолжили «мужскую» линию русской арфовой школы, в отличие от «женской» линии выпускниц  Смольного института, о которых я расскажу в следующем посте. 

 

Продолжение следует.

 

Использованы материалы сайтов:

kapellanin.ru

http://kapellanin.ru/names/zolotarev/rim-kor.php


http://www.weacom.ru/2010/03/27/duxovye-orkestry-armii-i-flota_marshi-rossijskoj.html

 

Comments

( 24 комментария — Оставить комментарий )
bitvasdurakami
22 окт, 2009 17:17 (UTC)
На третьем кадре виден сквозной проход во второй двор Капеллы в левой арке, существовавший до начала 70-х прошлого века.
По началу, инструментальные классы были организованы для мальчиков – певчих, у которых ломался голос. Впоследствии это были фортепианные классы, высокого уровня преподавания. Благодарность Петру Трубинову за kapellanin.ru!
Большое спасибо вам!

harpist_ka
22 окт, 2009 17:22 (UTC)
Спасибо следует сказать замечательному сайту kapellanin.ru. Жаль, что не все тексты есть возможность прочитать человеку строрннему, но и та информация что есть, для интересующихся историей уникальна. Дело в том, что о Франце Шолларе у нас почти ничего не известно. Я даже не смогла найти подтверждение версии, что Людмила Францевна Шоллар - балерина из труппы Дягилева, была дочерью Франца Шоллара. Поэтому и не пишу об этом :(
bitvasdurakami
22 окт, 2009 17:44 (UTC)
Попробуйте обратиться к ptrue, это его энтузиазмом наполнен kapellanin.ru. Уверен, он разделит ваш интерес.
_ko_alla
22 окт, 2009 19:40 (UTC)
Интересно, а сейчас есть мужчины-арфисты?
harpist_ka
22 окт, 2009 19:51 (UTC)
мужчины-арфисты
Есть!
И у нас в России есть, только мало. Например Алескандр Болдачёв, мальчик из Перетбурга, который учится сейчас в Швейцарии (зачем не знаю, наша школа лучше, тем более в Питере в консерватории отличные педагоги).
Буквально вчера я писала об итогах конкурса в Израиле, там третью премию завоевал арфист из Нидерландов. О замечательном французском арфисте Жакезе Франсуа я тоже писала. Он приезжал к нам с концертами и показывал свои арфы.
_ko_alla
22 окт, 2009 20:01 (UTC)
Re: мужчины-арфисты
А, я эти посты пропустила... Посмотрю сейчас.
_ko_alla
23 окт, 2009 07:47 (UTC)
Re: мужчины-арфисты
Какие интересные ссылки - зря я пропустила те посты :)
Чуть позже послушаю, когда будет перерыв в работе :)
boldachev
23 окт, 2009 11:50 (UTC)
Re: мужчины-арфисты
Ну мальчик из Перетбурга - уже не мальчик - через пару месяцев 20 лет, а Цюрих... все предельно просто - там преподает Катрин Мишель, которая является его педагогом уж лет 10. А кого вы имели в виду, говоря об отличных педагогах в питерской консерватории?

Александр Болдачев - старший.

P.S. Последние Сашкины записи с первого тура "Золотой арфы"
http://www.youtube.com/watch?v=xmtJNzs6j8A
http://www.youtube.com/watch?v=zkEEQfgfctE
http://www.youtube.com/watch?v=na4UyiLMpdI
http://www.youtube.com/watch?v=D_TRywdfRG8
harpist_ka
23 окт, 2009 13:02 (UTC)
Re: мужчины-арфисты
Очень приятно познакомиться! Спасибо огромное за ссылки на записи!

Прежде всего, позвольте Вас поздравить с успешным выступлением Александра на конкурсе и званием лауреата. Мы тут в Москве, к сожалению, не располагаем информацией о прошедшем конкурсе из первых рук, потому и довольствуемся фантазиями на тему становления и развития петербургской школы :)

А за "мальчика" не обижайтесь :) Что такое 20 лет! Нет, конечно, учитывая сколько лет Александр уже на сцене, то можно сказать и ветеран. Но для таких 40-летних тёток как я - всё равно мальчик.

Что касается петербургской консерватории, то там, насколько я знаю, преподаёт Ирина Анатольевна Донская.

Конечно, выбор педагога это очень серьёзный вопрос. Каждый решает сам, что ему нужно. Я ничего не могу сказать о Катрин Мишель, просто первая реакция была: "Почему не в Питере или в Москве? Если не в России, то почему не в Париже, например, у Моретти?
boldachev
23 окт, 2009 13:17 (UTC)
Re: мужчины-арфисты
Спасибо. За мальчика не обижаюсь :) - просто уже здоровенный вымахал.

Как часто бывает - педагогов не выбираем - иногда педагоги сами выбирают себе учеников. Поэтому и не у других.

Саша начинал в школе учиться в классе Варосян - но сейчас она уже не преподает (Донская - другой класс). Да и вопроса "где?" не стояло - педагог в Цюрихе. Тем более там спокойнее, безопаснее, язык и, как не смешно, учиться дешевле, чем в Питере.

harpist_ka
23 окт, 2009 13:35 (UTC)
Re: мужчины-арфисты
Понятно. Одной загадкой меньше!

Я прослушала записи по ссылке. Виртуоз! Слов нет. Чайковский звучит так, будто именно для арфы и написан.

А конкурсные прослушивания были в именно в этом зале (откуда запись)? Мне показалось, что акустика не очень подходящая для арфы, скорее для вокала.

Как, кстати, конкурсная арфа, понравилась? Звучит вроде не плохо (если убрать акустический гул).
boldachev
23 окт, 2009 13:44 (UTC)
Re: мужчины-арфисты
Это Малый зал филармонии - там нормальная акустика - просто камера далеко и со слабым микрофоном.
Вот тот же зал, но с концерта
http://www.youtube.com/watch?v=78MVS3UnLCM
http://www.youtube.com/watch?v=vtmQGkdHPbA

Про арфу Сашка отозвался - хорошо - уж точно не луначарка.
harpist_ka
23 окт, 2009 15:29 (UTC)
Re: мужчины-арфисты
да, хорошо звучит. И играет хорошо, очень приятно слушать!

А "луночарок" - не обижайте, они имели свои преимущества. Не будь этих арф и школа бы арфовая у нас загнулась, да и цена была не в пример нынешним.

Потом, для ямы Большого театра имел значение глубокий звук и качество инструмента, а в областных филармониях и детских музыкальных школах, важнее было что бы строй держала и не разваливалась на части при перевозке в кузове грузовика. А ещё, что бы наладить и починить можно было самостоятельно, в походных гастрольных условиях. Я, например, на репетицию или запись без пассатижей не ходила: мало ли что!

И 8-я, и 9-я серии были очень приличные, вот последние - 11 серия мне, почему-то, не понравились совсем :( Но зря цех закрыли, очень зря.
boldachev
23 окт, 2009 15:53 (UTC)
Re: мужчины-арфисты
Да... куда ж без "луночарок"... потаскал я их. Но речь то не об историческом значении, а просто о звуке - конечно, были и хорошие экземпляры, но если сравнить с Сальви, L&H ...
harpist_ka
23 окт, 2009 15:55 (UTC)
Re: мужчины-арфисты
Ну, Вы сравнили! Луи Виттон с кожгалантереей! :))
boldachev
23 окт, 2009 16:00 (UTC)
Re: мужчины-арфисты
:)
Ну так вот Селена вроде уже не "галантерея" - по крайней мере в отобранном для конкурса варианте.
harpist_ka
23 окт, 2009 16:32 (UTC)
Re: мужчины-арфисты
Я сама этих арф не видела, только слышала о них. Очень любопытно, надо будет дойти-таки до фабрики, благо она на соседней улице и всё увидеть своими глазами. Внешне (судя по видео) выглядит респектабельно, да и звучит в руках такого мастера, как Александр - превосходно. Дай-то Бог, что бы производство арф в России не умерло, а как птица Феникс, воскресло в новом, более прекрасном воплощении!

В любом случае, очень приятно, что "Селена Харпс", как спонсор конкурса, подарили арфы музыкальной школе и ещё одной конкурсантке - Софье. Жаль, что Александру не досталась арфа. С Китаем у нас, конечно, великая дружба, но мы все "болели" за наших!
boldachev
23 окт, 2009 16:40 (UTC)
Re: мужчины-арфисты
С арфами (как и с призами, местами и пр.) на конкурсе не все так просто было... ;) Ну это и видно по сашкиной записи - он все отыграл так. Но могу вас успокоить - и ему арфу обещали :) - ради восстановления справедливости (и дружбы народов :) - вроде это не тайна - представители Селены объявили об этом перед телекамерой после гала-концерта.
harpist_ka
23 окт, 2009 18:06 (UTC)
Re: мужчины-арфисты
Здорово! Я не знала, видимо, не все репортажи смотрела.
boldachev
23 окт, 2009 19:31 (UTC)
Re: мужчины-арфисты
В репортажах этого могло и не быть :)
lunteg
14 сент, 2011 13:50 (UTC)
Скажите, а у вас нет информации о семье Франца Шоллара?
harpist_ka
14 сент, 2011 19:20 (UTC)
Достоверных нет. Я читала о балерине Людмиле (если не ошибаюсь) Францевне Шоллар, она танцевала в труппе Дягилева. Может быть это его дочь?
lunteg
14 сент, 2011 22:16 (UTC)
Спасибо. Да, это его дочь, но нужна информация про другого члена семьи.
( 24 комментария — Оставить комментарий )